О новых и старых стилях

(О некоторых направлениях боевых искусств

и почему на Окинаве не занимаются Цюань-фа)

 

 

Боевые искусства. Воинские искусства. Китайские системы, окинавске то-тэ (позже – каратэ), айки дзю-дзюцу, катори синто рю… С одной стороны, несть им числа, а с другой… Не так уж их и много, если разобраться. Если не примешивать к ним единоборства, спортивные системы и прочие мордобой с гимнастикой.

Простые граждане с неподготовленной психикой, глядя на демонстрацию «чудес» в исполнении некоторых Мастеров и «мастеров» приходят в рептильный восторг и тут же, немедленно желают научиться так же вот ка-а-ак вдарить… Круто! Вау!

Да что там простые граждане – сам Мастер, великий Сенсей (это слово всегда стараюсь писать с большой буквы) Кано Дзигоро, патриарх, создатель дзю до, икона мира боевых искусств, человек, придумавший градацию цветных поясов, систему кю-дан, которую теперь все эксплуатируют (даже в стилях и системах где это изначально не предусмотрено) – и тот обалдел слегка от демонстраций окинавского то-тэ, устроенного для него Мастерами. Обалдел и произнес «Вот что привлечет молодежь в додзе». И был у него талантливый протеже, окинавский наместник (тоже, кстати, мастер то-тэ) – Гитин Фунакоси, который взял да и осуществил идею Мастера Дзигоро – основал школу окинавских боевых искусств «Сетокан» (Шотокан, если кому так больше нравится) и произнес магическое ныне слово «Каратэ».

И пошло поехало…

Что только не делали с тех пор с бедным то-тэ, во что только не перекрашивали…

Почему? Да потому что лучшей рекламы чем демонстрация Мастера и само его наличие не придумаешь. А если есть успешная реклама – неизбежно появляется и спрос. А спрос рождает что? Ну, уж это мы, гайдзины, хорошо знаем. Вот нам и предлагают. Причем предлагают зачастую не только убогую интерпретацию действительно серьезных систем, сделанную серьезными Мастерами, а такие новоделы… Бедные-бедные мы идиоты. Всю жизнь все подряд из нас чайников делали, так теперь еще и умельцы от боевых искусств присоединились.

Для начала, кстати, хотелось бы поинтересоваться одними названиями некоторых школ и систем. Такие перлы конца восьмидесятых-начала девяностых как «Боевое каратэ», «Контактное каратэ» «Русское кэмпо» и прочее, видимо, даже не стоит брать в расчет – само название говорит и о подготовке тамошних специалистов, и об их представлении и предмете и о том что и как там преподается (можно прям абстрактную биографию написать). А вот «Реальное айки до», это как? Это что? Не будем называть имена, но что ж получается, адепты этой системы считают все прочее айки до «нереальным»? Или исходят из того, что у них учат «драться», а во всех прочих местах – танцевать? Интересно, хватило бы им смелости сказать подобное в глаза Мастеру Годзе Сиода, или даже самому создателю айки до о-о-очень «реальному» Мастеру Морихею Оясибе? Нет, то есть понятно, что никто там никому не дал бы в ухо, не стал бы воевать и биться под девизом «мое кунг-фу лучше твоего». Мастера просто посмеялись бы над подобными адептами «реальности», подивились причудливости путей, какими блуждает амбициозный разум гайдзинов…

Но мы-то как раз гайдзины и есть!!! И как нам быть, если нет в нас, генетически, с воспитанием не заложено понимания того что и как, а умудренные опытом пожилые Мастера ждут от нас именно такого понимания и на другом языке говорить попросту не могут или не хотят? Как нам расшифровать загадочную улыбку Мастера и вывести на чистую воду актеров, которые по утрам перед зеркалом такую вот улыбку усиленно тренируют?

Давайте по порядку. 

Почему на Окинаве не практикуют цюань-фа.

Почему, в самом деле? Почему то-тэ, возникшее из  китайского «Стиля журавля» цюань-фа переродилось в нечто совсем иное? Что не устраивало окинавских Мастеров в китайской системе?

Да все устраивало. Иначе не изучали бы ее, не занимались годами и десятилетиями, не признавали бы восхождение своих традиций к китайским корням (чем частенько грешит нынешние «боевые» системы). И не назвали бы свое искусство прямо и честно – «Китайская рука». Чтобы потом японцы переделали это название в «Пустую руку» - каратэ, собственно. Просто любой человек, а уж тем более Мастер, практикуя годами некую систему неизбежно вносит в нее свои личностные характеристики и особенности, а потом, после многих лет такой практики (в современном понимании – после 8-10 дана) чувствует, видимо, что может что-то изменить, дополнить, полагая уже себя ВПРАВЕ это сделать.

Правда ведь, для гайдзинов изучение боевых искусств – материя сложная. А уж что такое практиковать боевые искусства большинство из нас вовсе не понимает. Для чего много лет раз за разом повторять один и тот же формальный комплекс, чтобы потом-потом-потом при помощи Мастера и собственного осознания понять его глубинную суть? Не, мы так не можем, нам надо сразу все объяснить, иначе исполнение ката превращается в бессмысленную акробатику и любой боксер ка-ак накатит по кумполу… И айда все боксом заниматься. Гайдзины хотят всего и сразу.

Много раз говорилось и рассказывалось о том как великие Мастера в достаточно преклонном возрасте повергали на татами таких вот желающих всего и сразу пренебрежительных спортсменов «боевого» толка. Но очень мало говорилось о том как иногда подобные высказывания гайдзинов заставляли Мастера растеряться, повергали в шок. Когда кто-то спрашивал у него не о глубинной сути каждого движения, не о вариантах, а о том… насколько это эффективно в уличной драке. Или на соревнованиях.

И вот именно для таких гайдзинов, из соображений банальной популяризации создавались многие поздние стили и системы.

Новые стили от старых мастеров

Что это такое? Да на самом деле все очень просто – это некая дань от старых Мастеров современному миру и нашей с вами несуразной действительности. Это превращение боевого, воинского искусства в спорт.

То-тэ превращается в каратэ, потом в японское каратэ, тхаэ квон до и далее по тексту.

Дзю-дзюцу становится дзю до – сперва сложной, наполненной внутренним содержанием боевой системой Мастера Кано Дзигоро, а потом так просто спортивной борьбой.

Катори синта рю дробится на куски, появляются отдельные школы йайдо, баттодо, кендо и прочие.

Скажи «Спасибо», скажи «»Ура!». Рассмотрите эти системы и рассмотрите их хорошо, поблагодарите их создателей.

Кстати, а вот поблагодарить хочется совершенно серьезно. Почему?

Да потому что тысячи мальчишек и девчонок заставили заниматься делом, приучили заниматься СОБОЙ (что нам, гайдзинам как-то даже и несвойственно). Не дали им попробовать наркотики, уползти в пивной алкоголизм, сделаться «как все». Кано Дзигоро и Гитин Фунакоси хотели при помощи массового упрощенного каратэ затащить в залы японскую молодежь, потому что она деградировала на глазах. Правда, то японская молодежь. Нам же деградировать не привыкать – с точки зрения нашего старичья молодежь на протяжении всей истории только и делала что деградировала. А наши-то старики сами-то… Вот он сидит на лавочке у подъезда, пытается ухватить себя за все больные места сразу (ладошки не хватает), стремится рассказать другим таким же про все свои болячки и жизненные разочарования одновременно. Не получается. Никто его бедного не слушает – каждый жаждет пожаловаться про свое. А лет им всем? 50-60. И тут попадаются на глаза окинавские деды, которые в 60-80 лет… Тренируются!!!! Практикуют боевые искусства. Нарабатывают боевые поверхности, лупят макивары, машут тяжеленными шестами ТЯНУТЬСЯ НА ШПАГАТ!!! На некоторые тренировки не пускают людей моложе 60 – пацаны еще мол.

Одна из целей спортивных единоборств – не дать нынешним мальчишкам и девчонкам превратиться с годами в пивных алкоголиков и стать со временем таким вот старичьем.

Вы думаете, Кано Дзигоро или Гитин Фунакоси не понимали что они создают и чем спортивные единоборства отличаются от воинских искусств? Беда в том, что их последователи не часто это понимают. Полагаете, генерал Чон Хой Хи не знал на какой путь он ступил, впервые произнеся слово «тхаэ квон до»? Для чего корейцу понадобилось при наличии собственной, родной корейской богатой истории воинских искусств создавать очередной клон японского - именно японского – каратэ? Да потому что цели были не в том, чтобы создать новое «боевое искусство», а в том, чтобы дать молодежи что-то по настоящему стоящее. В том, чтобы при разрушении традиций и понимания сотворить этакий вот трамплин – преддверие, помогающее ступить на Путь воинских искусств.

Знаете, на Окинаве, например, получение первого дана (черного пояса) по каратэ считается началом настоящей практики воинских искусств. То есть, по сути, началом Пути. (У нас-то всякий, подпоясавшийся черным поясом даже сомнительного происхождения уже почитает себя мастером). В айки до такая практика начинается с 3-4 дана. И вот что смешно – именно таков срок получения черного пояса в спортивных единоборствах (если заниматься ими всерьез и не выхватывать пояса за деньги). И именно там начинается так называемый «пенсионный» возраст спортсмена. В боксе 35-40 лет – время повесить перчатки на гвоздь. В тхаэ квон до и того раньше.

Но!

Как сказано в Хагакурэ «40 лет – период расцвета для самурая». Вот и вернулось все на круги своя. То есть должно было вернуться по замыслу создателей.

 

Своенравие молодых

Но молодежь своенравна. Как всегда. И не желает действовать по замыслу умудренных стариков. Как всегда.

Иногда становится интересно пофантазировать «Что было бы если бы…»

Что было бы если бы будущий Мастер Ояма, спустившись с гор не пошел на первый послевоенный чемпионат по каратэ, а поехал бы на Окинаву. Или в Китай. Или просто встретился бы, например, с Мастером, настоящим Мастером (не важно какой школы и направления). Может, не стал бы он потом воевать с быками и не возникло бы это странное название «Киокусинкай». «Общество абсолютной истины». Зачем? Почему ты считаешь свои знания и умения абсолютной истиной? Только потому что можешь отшибить противнику на татами все ноги или пробить кулаком ледяную глыбу? Но воинское искусство ведь не в этом – такие номера больше подходят для цирковых представлений.

Что было бы, если бы Корею русские и американцы не поделили бы на северную и южную? Каким было бы тогда тхаэ квон до и понадобилось бы оно вообще?

Вообще просто поразительно насколько вмешательство гайдзинов, белых людей отразилось на истории Востока вообще и воинских искусствах в частности. От Опиумных войн в Китае и «Дружеского визита» американцев в 1861 году в Японию. И пиком этого воздействия стала, разумеется Вторая мировая война.

Новые стили, новые направления, созданные старыми Мастерами после войны в попытке хоть как-то возродить дух и традиции, словно губка впитали многое из мировоззрения белого человека… И зажили вдруг собственной жизнью.

Знаете почему возникло слово «каратэ»? Потому что для японцев немыслимо было заниматься чем-то, что называлось «Китайская рука». Правда, весь Восток знает, что дерево без корней не живет, и не признавать китайское происхождение… А вот гайдзинам, белым людям это оказалось неизвестно, и эта бацилла с радостью ворвалась в мозг новых «мастеров» и «адептов».

И что тут пошло-поехало!!! Новые школы. Единоборства, обзываемые «боевыми искусствами». Шикарные залы, разноцветные пояса, многотысячные акции, полощущие на ветру флаги… Телевидение, всемирная известность. ДЕНЬГИ!!!

Разумеется, старые мастера не были готовы, не могли предсказать подобного развития событий. Вот этот могучий человек, этот великолепный спортсмен, этот великан пробил бетонную стену голой рукой!!! А этот выиграл сто боев нокаутом!!! А этот… да просто врет складно, слова красивые говорит. Так давайте же присвоим им десятые даны, возвеличим, прославим, обзовем мастерами… А если и нет – они сами все себе присвоят и сами себя возвеличат (бывали такие случаи в современной истории).

А настоящие Мастера опять скромненько отошли на второй план. Знаете почему? Да потому что им, честно-то говоря, наплевать. Для них на первом месте – практика боевых искусств, ученики, личное додзе. А все эти ими же спровоцированные акции…  Думаете, Морихею Оясибе было дело до того, что тысячи его последователей при наличии всего лишь первого-второго дана полезут организовывать свои школы и преподавать не пойми что? Да плевать ему. Точно так же как Гитину Фунакоси плевать было бы на то какие формы нынче приняло каратэ. Эти люди точно знали, что жизнь дана человеку для того чтобы делать свое дело, а не для организации акций и выколачивания денег.  

Но мы-то с вами попадаемся на эту удочку. Мы, неопытные гайдзины, которые обожают яркую обертку, громкую музыку, непонятные символы и все в этом роде. И что получилось у нас в итоге?

Следует, наверное, объяснить к чему все это говорилось. Дело в том, что единоборства (как уже говорилось выше) задумывались создателями, истинными Мастерами воинских искусств, как некий трамплин, возможность для многих пробить себе дорогу и войти в мир воинских искусств. Но опять вот мы облажались. Что получили в итоге? Да все тот же спорт. Тупиковую ветвь в которой после 30-35 лет спортсмен – накачанный, здоровый, закаленный во многих поединках по правилам (но не обремененный ни знанием, ни развитым духом)… Был выброшен на помойку. Как всегда выбрасывали спортсменов по истечении «Срока годности». И спиваются они, неприспособленные для жизни вне спорта, и ищут для себя применения в жизни в которой ничего не понимают… И появляются немыслимые термины «Бывший каратист» или «Бывший дзюдоист». А вот в Японии, на Окинаве, в Китае бывших нет. Просто не может быть. Воинское искусство – Путь длинною в жизнь. А у нас все как всегда.

 

О «секретах» воинских искусств   

Ох уж эти секреты. Сколько снято было о них как глупых, так и очень глупых фильмов. Какие звезды сверкали на наших экранах в 90-е. Джалал Мерфи, Лоренцо Ламас, Билли Блэнкс (создатель боевой аэробики), Синтия Ротрок… Сколько легенд, сказок было рассказано и придумано.

Вообще люди, имеющие отношения к воинским искусствам, делятся на две категории. Одни утверждают, что никаких секретов нет и быть не может – надо только пахать, пахать и пахать, и после стотысячного пота к тебе придет прозрение и понимание. Другие утверждают, что секреты есть, и где-то высоко в горах, глубоко в пещерах стовбычат отшельниками страшные потомки древних кланов, ниндзюки там разные, которые могут прям не выходя из пещеры ка-а-ак дать… И помрешь естественной смертью от восхищение ихним искусством.

На самом-то деле, как представляется, истина валяется где-то посередке. Ибо следует повториться, воинские искусства – это не спорт. Они развивают не только тело, плодя накачанных дебилов – они развивают еще дух и разум. Это Знание, громадное знание с которым в нашем современном мире мало что способно сравниться. Поэтому глупо сравнивать, например, обладателя настоящего первого дана (черного пояса) в настоящей воинской системе и какого-нибудь мастера спорта. Если только тупо пахать, пахать и пахать, повторяя по сто тысяч раз одно и то же движение и не пытаясь его понять, осмыслить, пропустить через Дух и Разум – ничего, кроме очередного боевого буйвола из под такой практики не вылезет. Однако же, если ничего не делая практиковать созерцание собственного пупа, выискивая в нем свет истины (как поступают некоторые «теоретики кунг-фу») – тоже первый же удар по морде на улице твой.

В Интернете в свое время пользовался популярностью ролик про бой некоего мастера «бесконтактного воздействия» против обычного здоровенного миксфайтера. Показывалось как на тренировках в додзе этот «мастер» валил снопами своих учеников с расстояния метров аж в пять. А потом вышел вот на этот бой и ему за несколько секунд всю физиономию разнесли.

Скажем по секрету всему свету: настоящий Мастер воинских искусств никогда не выйдет ни на какой бой в подобных условиях. Он вообще не выйдет на договорной бой – это удел спортсменов. Мастера не устраивают акций, не потешают толпу. И не потому что они люди скромные – просто им это не нужно. Им никому ничего не надо доказывать. Можете возразить, конечно, что сам Мастер Ояма дрался с быками и тому подобное. Ага, дрался. Но был ли он тогда Мастером – вот в чем вопрос. Или это был для него только период становления, когда он из лучшего бойца в Японии только начал превращаться в понимающего человека? Ведь не зря в своем последнем интервью господин Мицутацу Ояма сказал: «Сейчас я бы сам себе запретил это делать». Просто потому что это глупость.

А секреты…

Мастер Кинджиро Сайто так забавлялся, когда ему задавали подобные вопросы. И вот он-то, наверное, и сформулировал лучше всего, сказав, что не знает что называть секретами. «Есть вещи, которые ученик не может понять в силу неготовности, есть вещи, которые я не могу объяснить ученику по той же причине. И есть нечто, что просто нельзя объяснить словами». Мастера, наверное, ничего особенно не скрывают – просто есть нечто о чем они не желают с вами говорить. Не потому что это какая-то там страшная военная тайна, а в силу бессмысленности подобного разговора. И вот уже белый человек, оскорбленный нежеланием Мастера объяснить как это он небрежным хлопком ладошки разнес каменную плиту, начинает вопить про секреты школы, которые он, гайдзин этакий, срочно желает знать. Да пожалуйста. Отработай свое, отзанимайся лет 30-40, а потом приходи, поклонись Мастеру – может и скажет он тебе что путное. А может, сам поймешь. Понапрягай тело, Разум, Дух… Не? Неохота? Ну, тогда и впрямь существуют некие «секреты», которые для тебя так секретами и останутся.

Загадочный Дим-мок (тьен сюз). «Искусство медленной смерти». Бр-р, как страшно. На самом деле, смесь знаний по китайской медицине и умения наносить сложные (в том числе и обладающие сложным резонансом) удары по различным точкам с невероятной четкостью и точностью. Все просто? Ага. Но как это делается? Непонятно. Два этих отдельных умения – как две планеты, два мира. Изучить каждое из них по отдельности – жизнь потребуется. А уж объединить...

Да что там сложного, на самом деле??? Лет 30 практики восточной медицины, постижения Знания, когда врач, единственно подержав вас за руку и пощупав пульс в нескольких местах выдает такой расклад по всему организму, какой вся диагностическая мощь Минздрава не осилит. И столько же лет упорной практики воинских искусств для развития невероятной точности движения и приложения сил… Делов-то, правда?  

Вот почему большинство Мастеров воинских искусств являются еще и врачами, а адепты восточной медицины, как правило, изучают воинские искусства.

Существуют ли Мастера, способные одним прикосновением победить врага? Существуют. Существуют ли Мастера, могущие повергнуть противника на расстоянии? Существуют, наверное, но они никогда не станут устраивать показательных акций перед телекамерами – им просто некому и нечего доказывать. А вы говорите «Секретные техники». Никаких «Свитков дракона», никаких «Трактатов бр-р-рнадцати ударов Шаолиня». Годы работы Разума, Духа, тела, годы понимания, огромные Знания – только и всего. Хе-хе.  

 

Медитативные практики и суть воинских искусств

О эта вечная картина – насупленные дядьки сидят на полу, узкие глаза закрыты, лица сосредоточены… Ищут истину в себе. Медитация. Магия воинских искусств.

Вообще-то на Востоке медитативные практики развиты весьма и весьма, но вот беда – они все очень сложные, вытекают из восточного мироощущения и требуют сперва изменить отношение и образ мыслей практикующего. Понять до конца что это такое невозможно. Объяснить немыслимо.

И тем более забавно смотрятся белые люди, пытающиеся без предварительной подготовки перенять эту внешнюю сторону медитативных систем. Ну, в смысле шо це за такэ мы не андестен, но на полу ж посидеть надо, как серьезные японские, окинавские или китайские дяденьки. Помычать там невразумительное. Этакий гайдзин-дзен.

Но это ладно, это просто забавно, когда такой вот «сенсей» или «сифу» (шифу) пытается предстать перед учениками в виде гуру от колхоза «Радуга Ильича».

Совсем другое дело, когда этим пытаются заниматься люди достаточно, может быть, много знающие, но, в то же время, мало понимающие. Странное сочетание скажете?

Ладно, приведем пример. Согласно технике одной из медитаций, необходимо представить себе в основании собственного позвоночника Лунный диск (!) над которым трепещет некий определенный иероглиф (!). Смешно звучит, скажете? Да вот не совсем. Потому что адепты предупреждают – при формировании неправильных ощущений или неправильной форме иероглифа можно ждать разнообразных бед.

И вот вопрос. Что такое для белого человека «лунный диск»? Просто изображение луны? А вот для китайца это совсем другое. И иероглиф… Даже если такой вот «адепт» представляет себе как он выглядит и даже пишется… Какую реакцию это вызывает на уровне подсознания, привыкшего к словам и буквам? Да никакой. Скажете, это не важно? Но простите, друзья мои, нехитрое слово из трех букв мгновенно вызывает реакцию – в том числе и подсознательную. Это простенькое древнеславянское заклинание, призванное укрепить половую мощь мужчины, а теперь признанное нецензурным словом пробирает нас до печенок. А вот иероглиф не проберет. Так может, не подходит нам восточная система?

Медитация – это изменение состояния сознания. И она далеко не безобидна. Любой врач вам расскажет что такое соматическая реакция. Если человек на протяжении достаточно долгого времени будет воображать себе некую болезнь в своем организме – он, в конце концов, заболеет. А если он будет представлять себя здоровым – выздоровеет. Правда, это все достаточно нелепо – представлять себя здоровым – ничего из этого не выйдет. Подобные методики существуют, но они очень сложны и требуют изрядной силы воли (в отличие от воображения болезни). Да и предрасположен белый человек скорее искать болезнь, нежели быть здоровым. Мы предрасположены к плохому – воспитание у нас такое, структура цивилизации нас вскормившей. «Все должно быть плохо - и это будет хорошо». Человек должен страдать при жизни – тогда ему глобальный кайф после смерти обломится – основной невысказанный постулат христианства… А вы – Лунный диск, иероглифы…

И кто вообще сказал вам, что надо обязательно сидеть с закрытыми глазами в определенной позе и ворошить свое сумрачное сознание? Неужели нет других способов?

Для того, чтобы понять что такое медитация в воинских искусствах, прежде всего нужно признать что есть воинские искусства сами по себе. Это искусство смерти. Искусство не только и не просто убивать, хотя в основе именно это.

Кинджиро Сайто (простите, просто с другими Мастерами не был знаком лично, поэтому постоянно упоминаю его) говорил, что когда вы сражаетесь с врагом, в бою всегда участвуют трое. Ты, он и смерть. Готов ли он умереть? Готов ли ты? Вокруг нас ходят толпами бессмертные люди, говорил Мастер. Они живут так, словно этот процесс никогда не прекратится. Но, в то же время, они боятся смерти, потому что в глубине души не верят в свое бессмертие. Убедив себя в том, что ты смертен ты изменишь себя и свою жизнь.

«Человек, напавший на меня, должен быть готов умереть. И если он к этому не готов – он будет слаб. Но если он готов – он никогда не нападет». Вот вам, если хотите, одна из формулировок сути воинских искусств и их основного парадокса. От Мастера Кинджиро Сайто.

 Мастера воинских искусств миролюбивые спокойные люди не потому что они проповедуют какое-то там «добро» и «справедливость» - это понятия мутные и постоянно меняющиеся как любые моральные принципы. Мастера вообще не проповедуют – им плевать на наши с вами условности и выдуманные правила. Когда у них спрашивают про эти «добро» и «справедливость», они согласно кивают, говоря нам то что мы хотим от них услышать – просто Мастерам нет до нас никакого дела и ни малейшего желания нас переубеждать. Мы копошимся в своих заблуждениях и совершенно для них не интересны.

Мастер – человек с могучим Духом, острым (тренированным) умом и крепким телом. Сильный здоровый мудрый человек, который признает свою смертность. И, как истинно смертный человек, он напрочь лишен гордыни, а потому никого ни в чем не убеждает и никому ничего не доказывает. И медитация для него – средство для развития и тренировки Духа, не более и не менее.

Наверное, где-то вот так.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz