Нихон кэмпо

Размышления Рютаро Сайто не бывшего самураем


В наш век, когда слово «самурай» стало означать единственно мужчину в хакама1 с выбритым лбом и при мече, готового в любой момент вспороть себе живот, если только что-то в подлунном мире не соответствует его представлениям, люди, возомнившие себя воинами стали опасны. Опасны для всех и для всего. Ибо, начитавшись Хагакурэ23. Они опасны тем, что лишь разрушают все вокруг, не щадя ни себя, ни других, вбив в свои безграмотные головы, что таков путь «современного самурая». Они опасны тем, что выдают собственные симпатии за традиции древности и не позволяют никому вокруг них думать иначе. Они просто опасны, ибо являются не более чем уличными хулиганами, возомнившими себя наследниками древних традиций. и поняв в них лишь то, что им захотелось понять, они, ринувшись в бой, позорят одним названием своим древние традиции воинов Нихон

Мир изменяется на наших глазах. Утонченность и высокий дух уступили место воплям и пустым громким лозунгам. Доблесть растоптана сапогами солдат, а великие мечи заменены винтовками. Куда катится этот мир? - спрашивают себя те, кто помнит еще дух воинов Нихон и видел настоящих самураев.

Я не молод, но и не желаю причислять себя к этому стенающему старичью - людям, которые видели когда-то в детстве самурая, проходящего по улице и вбившими себе в голову, будто могут на этом основании рассуждать о воинских традициях и их падении.

Утверждение о том, что воинские искусства мертвы звучат так убедительно в устах современных горлопанов и радостно подхвачены толпой лентяев, которым ничего в этой жизни не нужно, кроме сакэ, женщин и повода поворчать и покритиковать то, в чем сами они не смыслят. Политики, взявшие себе нынче власть опираются именно на таких людей - ибо власть должна быть над кем-то, она не бывает сама по себе, а проще всего властвовать как раз над такими вот нищими духом лавочниками. Дай такому лавочнику объект для злобы, возвысь, объяви его новым самураем - и вот уже эта восторженная кучка дураков бросается в нелепой попытке оккупировать Китай, совершает налет на Перл-Харбор дабы уничтожить самого большого и страшного зверя, садится в самолеты, начиненные взрывчаткой и идет на таран, вбив себе в голову, что это безумное действие соответствует древним традициям, а слово «камикадзе» - почти синоним слова «самурай».

Нихон мертв, и если нынешняя Япония, которая так гордилась совсем недавно наследием великих воинов прошлого, считает себя наследницей славных традиций, почему же она не совершила сеппуку4 после недавнего позора и поражения в войне от презренных гайдзинов5? Почему она выбирает из наследия только то, что нетрудно нести?

Я готов попытаться ответить на этот вопрос. Но сперва я должен извинится за вышесказанные грубые и жестокие слова. Ибо я никого не желал оскорбить этим, сознавая однако, что, если эти слова не будут сказаны, я не смогу в размышлениях своих продвигаться дальше.

Самураи умерли. Умерли давно. И погибли они, как подобает настоящим воинам, в сражении. В сражении с новым миром, смириться с которым они не смогли, в котором им не было места, но и противостоять которому они были не в силах. Сражение это началось почти сто лет назад 1861 году6, и закончилось недавно. Ибо, как и полагается самураям, сперва в бою гибнут лучшие, самые смелые и верные воины, а затем все остальные.

Но так ли все просто? Решать нам, их потомкам. И, если мы не будем пытаться приклеивать себе на деловые костюмы мон7 и пользоваться не нами заслуженной славой великих воинов, мы еще окажемся в силах принять верное решение.

Недавние, равно как и нынешние попытки воскресить былую славу самураев подобны попыткам поднять из могилы великого воина или мудреца. Даже если это окажется возможным при помощи некоего злого колдовства, кто предстанет перед нами? Тот ли великий человек, которого мы помним, либо гниющий и безумный жаждущий крови ходячий труп?

Так что же остается после смерти великого человека? Для дурака - просто память и нелепая гордость за чужие заслуги. Для умного - знания. Именно знания унаследованные от предков нужны и полезны, а не его увешанное наградами гниющее тело.

Для чего возрождать традиции служения и сеппуку? Нужны ли нам кайсяку8 и опозоренные ронины9? Что проку в них теперь? Если раньше их могли почитать, бояться, следовать их заповедям и стремиться походить на них, то теперь будут лишь смеяться.

Так давайте в последний раз поклонимся традициям ушедшего безвозвратно, его памяти и обратимся к тем великим знаниям, которые оставили нам эти великие люди.


Об идее боевых искусств

Боевые искусства Нихон всегда были предметом особой гордости и мистического поклонения как для тех, кто владел ими, шел по этому пути, так и для окружающих, которые не могли даже представить себе как обращаться с мечом, копьем, луком и алебардой. Привнесенные из Китая и измененные поколениями они стали неотъемлемой частью портрета самурая.

Однако же времена изменились. Появление огнестрельного оружия? Да, несомненно. Но, в не меньшей, а то и большей степени свою роль тут сыграло построение послевоенного «цивилизованного» общества западного образца. Само понятие о боевых искусствах исказилось до неузнаваемости, ибо была стыдливо позабыта их сущность и предназначение. А сущность эта - смерть. Теперь, живя как западные люди, мы и к смерти относимся так же - боимся ее и не понимаем. И оттого место боевым искусствам теперь разве что в салонах, спортзалах и прочих местах отдельных от реальной жизни. По примеру западных художников, мы вставляем боевые искусства в тяжелую позолоченную раму, вешаем на стену и они превращаются не более чем в часть интерьера. И даже те люди, которые в наше время практикуют боевые искусства сами не верят в истинность своих занятий, ибо утратили понимание смерти, готовности встретиться с ней.

Беда нынешних мастеров не в том, что они боятся собственной смерти, а в том, что они страшатся чужой. Говорить о смерти стало неприлично! Никто не хочет думать о ней! Но что от этого меняется, кроме глупости человеческой, которая становится еще глупее? Кроме трусости, которая становится еще трусливее, не замечая очевидного - все живые существа смертны. И как может жизнь существовать без сознания смерти? Мы, современные люди послевоенного мира, познавшие многие блага цивилизации, в том числе и электричество, можно ли представить себе однополярное электричество? Можно ли представить себе нашу планету с одним полюсом? Древние лучше нас разбирались в этих вопросах - китайский знак единства противоположностей объясняет все. Не только единство мужчины и женщины, дня и ночи, огня и воды, но и неразрывность жизни со смертью.

Так что же происходит с идеей боевых искусств - искусств жизни и смерти - в наши дни?


До - новый путь или сохранение мертвых традиций?

Как учили меня мой отец и дядя, боевые искусства состоят из трех частей - Техники, Разума и Духа10. Это очевидно для многих видов человеческой деятельности и может прозвучать банально для уха современного человека, глотнувшего от благ западной цивилизации, но разве вода перестанет быть водой если тысячу раз назвать ее таковой? И если единение в боевых искусствах Техники, Разума и Духа так уж очевидно, почему тогда те люди, для которых это очевидно, не являются Мастерами? Почему каждый, кто слышал эти слова не стал Мастером? Может быть, потому что умение произнести вслух и правильно прочитать три иероглифа еще не означает понимания?

В наши дни предпринимается множество попыток либо сохранить традиции старых школ, либо создать новые. По настоящему великие Мастера, равно как и люди, возомнившие себя таковыми, настаивают на истинности именно своего Пути. Бусидо11 переросло в До. Если раньше существовал Путь Воина, то теперь он переродился просто в Путь, ибо воином сегодня быть неприлично. Впрочем, я думаю, эта послевоенная мода скоро пройдет.

Однако же, если говорить о боевых искусствах, насколько готовы новые мастера отойти от старых традиций и, в то же время, не пренебречь знаниями великих воинов прошлого?

Я не хотел бы оказаться грубым и называть имена, хотя мне довелось встречаться и с людьми, которых принято теперь называть «мастерами» и с теми, кого я сам таковыми почитаю. Как и все в нашей жизни, эти люди оказывались совершенно разными и цели их зачастую сильно различались. Часто я, общаясь с таким человеком, вскоре начинал понимать, что им движет лишь гордыня и желание прославить собственное имя ни в коей мере, впрочем, не напрягая собственный Дух и готовность к смерти. Нередко бывало, что человек всерьез стремится воскресить и сохранить таким способом традиции старой Японии (зачастую абсолютно в них не разбираясь и ничего не понимая) - это было тщеславие помноженное на глупость. Бывали люди, которыми двигала ярость и бешенство, ибо они хотели сражаться и побеждать, но правила современного поединка, проповедуемые во многих додзе, не давали ему такой возможности.

Но, в то же время, мне доводилось общаться с Мастерами, которые не всегда могли или хотели объяснять для чего они делают то, что делают. Они загадочно улыбались, отговаривались некими непонятными фразами, которые теперь многие жаждут выдать за афоризмы восточной мудрости. При этом совершенно явно не наблюдалось в их глазах и выражении лица никакого затруднения либо собственного непонимания того, что они делают. Можно было бы сказать (а многие глупцы так и говорят), что таким образом Мастер скрывает некую мистическую составляющую, либо секреты школы. Я долго не мог понять почему эти истинные Мастера (а именно таковыми я их почитал и за их умение и за то количество учеников, которые приходили к ним в додзе12 и по-настоящему приобщались к мастерству) так себя ведут. Но потом я вспомнил слова отца и единстве Техники, Духа и Разума в боевых искусствах. Технику можно показать. Разуму можно дать объяснение. Но как поступить с Духом? Это нечто, что не поддается доводам языка и не может быть объяснено привычным как для западного человека, так и для современных, изрядно склонившихся к западному мировоззрению японцев. Дух. Позже я понял, что именно это я почувствовал в этих Мастерах и именно это они теперь склонны называть До.  

И, по какому бы пути ни шел Мастер - попытке законсервировать и при этом сохраним живыми древние традиции, либо создать новую технику из старой - только и именно дух покажет истинность его Пути.


Сохранение традиций.

Но как разобрать, какие из старых традиций для нас важны по настоящему, а какие - не более чем глупая попытка гордиться доблестью предков (ибо это не наша доблесть) и стараться придать значимость собственной персоне, стремясь присвоить себе мастерство древних воинов Нихон лишь на том основании, что нам довелось родиться японцами?

И опять я готов вспомнить о трех основных элементах - Технике, Разуме и Духе. Дух чувствует фальшь и слабость, и придает нам силы, чтобы их признать. Разум делает выводы на основе увиденного и понятого. И все это помогает нам определить работает данная Техника в тех условиях, которые мы способны увидеть, почувствовать либо вообразить себе.

Нынче, в середине ХХ века, многие школы боевых искусств склонны осваивать техники владения мечом, равно как и способы обороны от этого меча. Разумно это или нет? Правильно или нет? Я не готов дать однозначного ответа. Ибо меч - суть, душа самурая, а владение им - великое искусство. Но никто в наше время не сражается мечом. Так для чего тратить силы и время на изучение мертвой техники?

Когда я задал этот вопрос своему отцу, он улыбнулся и сказал: «Все зависит от того, как далеко ты готов отойти от дома». И отказался в тот день давать какие-либо объяснения. Я размышлял и понял его слова так. Мы все японцы. Традиции меча для нас священны. И отказаться от них для японца значит отказаться от чего-то самого главного. «Отойти от дома». Но, как мне представляется, нужно осознавать, что традиции владения мечом - не более чем традиции, не имеющие в наши дни практического применения. И лишь осознав это и не потеряв веру в истинность своих действий и правильность решений, человеку стоит изучать фехтование в то время как окружающий мир набит винтовками и пистолетами.

С точки зрения прагматизма, меч в наши дни превращается в нож, шест - в половину шеста и становится простой дубинкой, боевой посох никому не нужен, ибо никто не путешествует пешком. Но, если ты готов отказаться от этого старого оружия и его традиций - ты «Отходишь далеко от дома». Если же нет - ты оказываешься домоседом и становишься ограниченным человеком. И только настоящий Мастер способен отыскать истинный баланс между этими двумя состояниями.


О неяпонских техниках.

Человек был создан таким образом, что агрессия является важнейшей частью его естества. Мы можем отрицать это и не признавать, подобно адептам западной цивилизации, калеча свой Дух и ломая карму, но от этой нашей глупости страдать будем прежде всего мы. Чтобы сделать первый шаг на Пути, сперва надо признать что ты такой, какой ты есть, иначе вся жизненная сила пойдет на самообман и поиск оправданий, ты сделаешься слабым

Чтобы начать движение, нужно сперва признать, что ты стоишь. Чтобы двигаться быстрее, надо признать, что ты идешь медленно, чтобы стать сильнее, надо принять собственную слабость, чтобы сделаться лучше, нужно смириться с тем, что ты не так уж хорош. И чтобы понять, что ты существуешь, надо признать, что ты откуда-то произошел.

Так, изучая боевые искусства, нужно либо смириться с их предназначением - смертью, либо отказаться от их изучения. Ибо постоянный самообман и попытка найти идею гуманизма и всеобщей любви лишь искалечат твой Дух и иллюзии спадут как ненадежные доспехи в минуту истиной опасности, оставив тебя беззащитным.


Однако же, агрессия, как и всякое иное человеческое проявление, может оказаться разумной и благородной, а может быть глупой и уродливой.

Агрессия Японии против Китая была одним из самых кощунственных и мерзких поступков, которые только может совершить целая нация. Для чего веками мы вбирали в себя мудрость китайских мудрецов? Для чего самураи изучали труды Конфуция? Для чего приняли буддизм? Для чего первые самураи учились боевым искусствам у китайских монахов? Чтобы после, воспользовавшись их же трудами, вырастить в себе слепую ярость с агрессией и напасть на своего Учителя?    

  Люди, напавшие на Китай не были ни самураями, ни воинами. По многочисленным свидетельствам, которые не желает до сих пор признавать правительство, это были мясники. Утратив дух самурая и свои собственные корни, они впали в низость. Офицеры императорской армии, никогда не державшие в руках меч и не могшие разрубить даже соломенное чучело, тренировались на пленных китайцах. Многому ли научились эти «славные воины»?

Однако даже теперь, когда война закончена и Япония была повержена в наказание за свою гордыню и безумие, многие из тех, кто выжил в этой войне, но не обрел разум, пытаются снова произносить слова «Путь самурая» оскверняя их одним своим голосом.   

Каждый раз, когда мне говорят, что японец должен изучать только японские техники боевых искусств, я хочу спросить: а что это такое? Есть ли под небом хоть одна техника, которая не произошла из другой, которая, в свою очередь, возникла из третьей? Многие Мастера боевых искусств не любят говорить на эти темы, однако их нежелание ничего не меняет. Как я уже говорил ранее - чтобы понять, что ты существуешь, надо признать, что ты откуда-то произошел. И стоит ли в наши дни бороться за какую-то ложную «чистоту традиционных японских техник», которой никогда не существовало и существовать не может? Всякому я могу лишь возразить на это - оглянитесь по сторонам. Молодежь теперь опьянена каратэ. Почему? Потому ли что эта система лучше традиционных японских школ? Или потому, что каратэ с самого момента своего возникновения на Окинаве противопоставлялась самураям и мечу, а люди, которые развязали и проиграли последнюю войну, имели наглость именовать себя самураями? Быть может, это не более чем протест людей против оклеветанного и вывалянного в грязи идеала? Но стоит ли таким образом становиться на Путь и выбирать для себя Учителя только за то, что он ненавидит того же, кого, по глупости и жестокосердию ненавидишь и ты?


Тэ дзюцу.

Я, Рютаро Сайто, живу на этом свете. Я изучаю боевые искусства всю свою жизнь. Я вижу, слышу, чувствую. Стараясь использовать, как велит традиция и моя собственная воля, свой Разум и Дух, я вижу, что не может быть одной Техники, одного стиля. Разве станем мы выкалывать себе один глаз на том основании, что он видит то, что нам не нравится? Разве не будет глупостью отказываться от тысячелетнего опыта других народов только потому, что тебе не нравятся страны в которых этот опыт возник?

Если бы я проиграл в поединке Мастеру тай чи13, я должен был бы, как самурай, совершить сеппуку. Но я не самурай, время самураев прошло. У меня нет дайме, нет господина, я никому не служу, кроме своего искусства. Кроме того, взглянув на этого Мастера и спросив своей Дух, и Разум, я и так знал, что не смогу победить его. И я принял бы для себя другое решение - я стал бы учиться у этого Мастера. Я постиг много нового, но не смог стать мастером тай чи ибо я не китаец и многое из того, чему учил Мастер было для меня чуждо. Ты можешь изучать Технику, но твой Разум и твой Дух остаются только для тебя. И только ты вправе тренировать их и принимать решение.

Я изучал многие системы боевых искусств, я ходил по школам, смотрел, слушал, спрашивал у свой Дух: вижу ли я нечто стоящее или просто очередной танец на мотивы забытой японской песни? И я приказывал своему Разуму запоминать, делать выводы, трудиться, чтобы понять что из этого можно извлечь. Дух помогал Разуму, Разум поддерживал Дух.

Я не хочу говорить, что тэ дзюцу - это новый стиль боевых искусств, ибо новых стилей не было уже очень давно и не может быть. Даже название я не придумывал - просто размышляя, объясняя что-то своему сыну Кинджиро, я привык его так называть. Тэ дзюцу - просто техника рук, или ручной бой.

То, что я собрал для себя и для моего сына не является постулатами новой школы, я не хотел бы прославиться как основатель Сайто-рю (подобных явлений сегодня и без моего скромного участия более чем достаточно). Я лишь пытался понять принципы боевых искусств в целом. Как японец, как нихондзин. Доверяя лишь своему Разуму и своему Духу, которые помогали мне понимать Технику.

Быть может, Кинджиро, когда подрастет, создаст такую школу. Я бы не рекомендовал ему это делать, хотя и отговаривать не стал бы. Ибо никто ничего не знает наверняка. Быть может, тэ дзюцу и впрямь окажется чем-то важным и правильным. Но ведь может оказаться так, что это не более чем гордыня, порожденная глупостью и невежеством.

Говорят, настоящий Мастер знает. Как мне теперь представляется, настоящий Мастер отличен лишь тем, что осознает свое незнание.


Техника.


Центр тяжести

В самом начале становления боевых искусств в том виде, в котором мы получили их в наследство, китайские мастера открыли одну из главных истин. Можно изменять технику нанесения удара или взятия захвата. Можно пытаться повергнуть противника на землю или нанести ему удар в жизненно важную точку. Можно сколько угодно придумывать способы воздействия и противодействия. Неизменным остается одно - важнейшим из постулатов всегда остается положение центра тяжести человека. Это центр силы, это средоточие Духа. Отсюда берется все. И каждое завершающее действие - будь оно замаскированным многими другими действиями, или открытым и однозначным, должно брать свое начало отсюда. Все перемещения служат лишь одному - движению центра тяжести. Ибо если рассматривать человека как отдельную вселенную, то это, несомненно, ее центр. Отсюда берется сила любого действия. И если не понять этого, не почувствовать свой центр - ничего не сможешь сделать с самим собой. А если не сумеешь воздействовать на центр тяжести противника - тебе будет во сто крат труднее справится с ним. Ощущение центра тяжести противника и умение перемещать свой центр тяжести в выгодную позицию - искусство, которое оттачивается годами тренировок и поиска понимания. Во многих современных школах боевых искусств ученикам зачастую не объясняют для чего нужна та или иная позиция и перемещение. Однако, секрет прост - это не более чем установка центра тяжести в боевую позицию. И, если человек, стремящийся к мастерству осознает свой центр тяжести не просто как часть организма, а как самое себя, как свою суть (голову О-о ика14) все станет для него понятным и очевидным, и останется только совершенствовать свои передвижения и позиции.    

В то же время, бывает так, что человек не может в определенных обстоятельствах использовать свой центр тяжести - например, когда он сидит, либо когда его схватили или же прижали к стене. В таком случае очень важно умение выбрать правильные действия и применять их максимально точно.     


Дыхание

Некоторые китайские мастера говорят, что дыхание - это все. Видимо, они правы. Дыхание человека - это внешний ритм энергии ки (ци). Это сила Духа. Правильно распределенное дыхание, ритм вдоха и выдоха помогает сделать верное усилие, успокоить и настроить Разум и Дух и правильно исполнить Технику. Большинство обычных людей при напряжении останавливают свое дыхание. Это нелепость, ибо сильно ограничивает возможности и делает тело слабым. Верное дыхание порождает верное усилие. Не так важно правильно сложить руку и занять верную позицию, как правильно дышать, распределяя тем самым энергию и управляя ею. Это требует большой практики, но приносит настойчивым великолепный результат.

Верное обращение с дыханием дает силу.

Верное дыхание помогает бороться с болью и недугами тела.

Верное дыхание помогает обострить разум и дает понимание. Сотни раз я замечал как, вследствие исполнения дыхательных упражнений мой разум начинал работать лучше и понимание некоторых вещей приходило словно ниоткуда. А начав обучать дыхательным упражнениям своего сына Кинджиро, заметил в нем такие же проявления - он сделался понятливее, бодрее, стал лучше учиться и меньше капризничать. 


Расслабление-напряжение.

Перемещение центра тяжести и правильное распределение дыхания являются фундаментальными принципами боевых искусств. Но для чего это нужно? Ответ один - чтобы правильно напрягаться и верно расслабиться. Тут действует тот же самый принцип двуединства, о котором я говорил раньше - не бывает верха без низа, света без тьмы, жизни без смерти. Некоторые школы боевых искусств предлагают рассматривать вдох как жизнь, выдох как смерть. Правда, у них не всегда находится ответ на вопрос чью именно жизнь и смерть - твою или противника.

Как ни парадоксально, большинство людей не умеет расслабляться. И вследствие этого, не могут правильно напрячься. Обычный человек использует десятую часть данной ему силы. Отсюда и восхищение невероятными физическими способностями Мастеров боевых искусств, хотя ничего сверхъестественного они, как правило, не демонстрируют - вся их сила и скорость не более чем результат многолетней практики дыхательных упражнений и умения правильно распределять силу.    


Руки

Рука человека - самый совершенный инструмент из существующих в этом мире. Даже самый искусный оружейник или техник не способен сотворить что-то хотя бы отдаленно столь же удивительное. Однако много ли стоит инструмент, если не уметь с ним обращаться? Если дать в руки неуклюжему человеку самый великий меч, этот человек вряд ли продемонстрирует какое-то мастерство - скорее он сам поранится этим мечом. Но виноват ли в этом меч? И виновата ли рука человека, если ее хозяин не умеет ею пользоваться?

Рука способна хватать, крутить, наносить удары многими точками - от кончиков пальцев до локтя, от кулака до ладони. Рука может быть слабой и гибкой, коварной, сильной. Рука - это инструмент, которым надо уметь пользоваться. И только многолетняя практика дает возможность делать это быстро и правильно.

В некоторых школах боевых искусств учат хватать руками - делать захват противника и освобождаться от него. В некоторых обучают только бить. Каждая школа исходит из своих изначальных традиций и принципов. Я же, поразмыслив, пришел к выводу, что вряд ли имеет смысл ограничивать себя, если рука может делать множество движений. Поэтому полагаю правильным знание и изучение многих техник, но не какой-то единственной. Если человек каждый день раз за разом станет питаться только рисом, рано или поздно он заболеет. Если Мастер боевых искусств станет ограничивать себя лишь одной техникой, рано или поздно он достигнет предела своих возможностей, а достигнув его неизбежно станет откатываться назад. Таков закон жизни.


Перемещения и движение

Но раз за разом пытаясь объяснить многим людям насколько удивительным инструментом являются их руки, я наблюдал как они принимаются рассматривать свои пальцы и ладони. Однако же, чего стоят пальцы и ладони без запястья и предплечья? А они многое ли сумеют без локтя и плеча. И, в свою очередь, локоть и плечо вряд ли сумеют двигаться без помощи туловища, которое, с свою очередь, перемещается на ногах. Так что умение обращаться с какой-то одной частью своего тела не может существовать без умения обращаться с другими частями. Ибо человек был сотворен целым с многими внутренними органами и пятью конечностями ни одна из которых не способна проявить себя без помощи других.

Поэтому важнейшим умением является умение двигаться. И это умение включает в себя не только способность перемещаться в правильную позицию. Это способность заставить все свое тело отдать в нужный момент нужное количество силы нужному месту. Наносите ли вы удар, защищаетесь, хватаете противника выводя его из равновесия либо пытаетесь освободиться от его захвата - не имеет значения. В этом должно участвовать все тело. Иначе вы ничего не добьетесь и будете напоминать обезьяну попавшую в ловушку. 

Перемещаться необходимо уверенно, быстро, но не резко, всегда сохраняя равновесие и устойчивое положение центра тяжести. Перемещаясь вокруг противника либо двигаясь на него и от него - движение должно быть непреклонным. Начав перемещение ни в коем случае нельзя сомневаться и пытаться изменить его пока оно не закончено - это выведет вас из равновесия и сделает слабым и беззащитным. Перемещение нельзя рассчитывать и пытаться предсказать - это должно происходить естественно, без раздумий. Подобный результат достигается при помощи долгой практики. Во время выполнения упражнений необходимо понимать для чего нужно то или иное движение (хотя, многие учителя школ боевых искусств предпочитают не давать ученикам подобных объяснений, воспитывая в них послушание, я полагаю такой путь неоправданным и неуважительным по отношению к ученику).

В сущности, движение в боевых искусствах можно назвать умением перемещаться в наиболее выгодную позицию сохраняя равновесие и боевое положение центра тяжести. Равно как можно было бы сказать, что движения позволяют сделать в нужное время максимальное необходимое усилие. Все это верно. Также можно сказать что движение является основным способом не позволить агрессии противника воздействовать на ваш дух и разум. Впрочем, об этом речь пойдет позже.

Однако же, следовало бы вспомнить о том, что не всегда существует возможность использовать центр тяжести, поэтому, помимо правильных перемещений необходимо научиться правильно двигать различными частями тела без общего усилия.  


Захваты и освобождение от них

Многие старые боевые искусства Нихон тяготели к технике в которой необходимо было схватить противника и либо удерживая его причинить ему боль, либо повергнуть его на землю. Несомненно, это важнейшее умение, требующее многолетней практики, развития в себе особой способности передвигаться, физической силы и чувствительности. Однако если посмотреть на практическую сторону этого, задуматься для чего она нужна, мы сможем понять, что это было необходимо при условии наличия в руках у противника опасного оружия. Меча. Меч опаснейшее из возможных ручных орудий известных в Японии. И если противник атакует с мечом в руках, вам приходится, в первую очередь, уделять внимание мечу и стараться подчинить себе руку которая его держит. Нельзя отпускать эту руку и позволять ей свободу движения.

Однако, если исключить из боя меч, если задуматься над тем как человек мыслит и движется с оружием в руках, можно увидеть много нового и понять не только как ему противостоять, но и как его победить.

Никто больше не носит мечей. Не часто в наши дни встретишь на улице человека в хакама и оби за кото

Сделать бесплатный сайт с uCoz